Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видового, то импульс пассионарности (P) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, можно классифицировать особей на пассионариев (P>1), гармоничных (P<1) и субпассионариев (P=1). Соотношение этих групп определяет соотношение пассионарного напряжения в системе, в нашем случае – этносе. Вслед за пассионарным толчком оно медленно возрастает, затем наступает «перегрев», после которого идет медленный плавный спад, часто с задержками. Если построить кривую, то это будет фиксация инерционного процесса. Все величины будут положительными; в лимите, практически недостижимом, – нуль [1, с. 327].
Подавляющее число поступков диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Ее можно рассматривать как антиинстинкт или инстинкт с обратным знаком.
Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы лежат в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит можно отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было сопоставить с описанным выше. Оно должно быть разбито на разряд импульсов, направленных к сохранению жизни, и другой разряд – принесению жизни в жертву иллюзии. Для удобства отсчета обозначим импульсы жизнеутверждающие знаком «плюс», а импульсы жертвенные – знаком «минус». Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на систему декартовых координат.
Только в общественной форме движения материи имеет смысл противопоставлять прогресс застою и регрессу. Поиск же осмысленной цели в дискретных природных процессах природы – неуместная телеология. Но это не значит, что в этногенезе нет системы, движения и даже развития; просто в нем нет «переда» и «зада». В любом колебательном движении есть только ритм и большая или меньшая напряженность (частота).
Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для своей реализации – как цели – рассудка и воли. Под рассудком понимается свобода выбора реакции при условии, это допускающих, а под волей – способность производить поступки согласно сделанному выбору. Следовательно, все тактильные и рефлекторные действия особей из этого разряда исключаются, также как и поступки, совершенные по принуждению других людей или достаточно весомых обстоятельств. Но ведь внутреннее давление – императив либо инстинкта, либо пассионарности, также детерминируют поведение. Значит, и его необходимо исключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для «свободных», или «эгоистичных», импульсов остается небольшая, но строго очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральную и юридическую ответственность.
«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она также хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, и также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), красоте (тому, что нравится без предвзятости) и справедливости (соответствию морали и этики). Это влечение сильно варьируется по силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит особь к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. Оно как бы является аналогом пассионарности в сфере сознания и, следовательно, имеет тот же знак. Гумилев назвал его «аттрактивностью» (от лат. attractio - влечение). Природа аттрактивности неясна, как, впрочем, и природа сознания, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя и руля.
Руководитель
Как бы хорошо руководитель не выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходиться взаимодейс ...