Подобно многим индийцам, я могу сейчас рассказать одну историю. Группа молодых людей, знакомых мне по колледжу, обратилась ко мне во время первой мировой войны, предложив возглавить революционное движение. Я отказался, возразив: «Убийство наших английских братьев не может принести Индии никакой пользы. Ее свобода придет не благодаря пулям, а при помощи духовной силы». Затем я предупредил моих друзей, что немецкие корабли с грузом оружия, на которые они рассчитывают, будут перехвачены англичанами в Бенгалии, в Дайамонд-Харбор. Тем не менее, молодые люди решили осуществить свои планы; но эти планы окончились неудачей – именно так, как я предсказал. Друзей моих освободили из тюрьмы только через несколько лет. Некоторые из них, отбросив свои воинственные наклонности, присоединились к идеальному политическому движению Махатмы Ганди. И в конце концов они увидели победу Индии в своеобразной войне, выигранной мирными средствами.
Печальный факт разделения страны на Индию и Пакистан, краткая, но кровавая интермедия, которая затем произошла, все это было вызвано в сущности экономическими факторами, а не религиозным фанатизмом. Между тем, именно эту второстепенную причину часто принимают за главную. Огромное число индуистов и мусульман теперь, как и в прошлые века, живет по-братски бок о бок друг с другом. Многие последователи обеих религий становились учениками «не имеющего веры» учителя Кабира (1450-1518) и по сей день существуют миллионы «кабирпантхов», т. е. его последователей. Под мусульманскими правлениями Акбара Великого во всей Индии господствовала широчайшая возможная свобода вероисповедания. И ныне в Индии, среди девяноста пяти процентов простого народа, не существует каких бы то ни было религиозных расхождений. Подлинную Индию, Индию, которая может понимать Махатму Ганди и следовать за ним, можно найти не в больших беспокойных городах, а в семистах тысячах мирных деревень, где с незапамятных времен главной чертой жизни остается простота и справедливые формы самоуправления при помощи «панчаятов» (местных советов). Проблемы, которые ныне возникли во вновь обретшей свободу Индии, несомненно, будут со временем разрешены теми великими людьми, которых Индия никогда не переставала порождать.
[6].
"Мы свободно служим,
Ибо свободно любим!
В нашей воле любить иль не любить;
На этом мы стоим иль падаем.
И так уж некоторые пали,
Унизившись до неповиновения .
И так с небес в пучину ада!
Пасть с высот блаженства в горя глубину!"
Дж. Милтон. «Потерянный рай»
[7]. План божественной «лила» или «спортивной игры», буквальное выражение текста – (прим. переводчика) благодаря которой начинают существовать феноменальные миры, есть план взаимности между творением и Творцом. Единственный дар, который человек может предложить Богу – это любовь, ее достаточно, чтобы вызвать Его подавляющее великодушие.
[8]. Так в подлиннике! (прим. переводчика).
[9]. Эта работа появилась в очередных выпусках «Журнала Самопознания». «Бхагавадгита» – самое любимое священное писание Индии. Она содержит наставления Господа Кришны ученику Арджуне. Это – слова духовного наставления, применимые во все времена для всех искателей истины. Комментарий Йогананджи на «Бхагавадгиту» издан отдельной книгой в Лос-Анджелесе в 1964 г. (прим. американ. издателя).
[10]. «Бхагавадгита» 4, 29 и 5, 27-28.
[11]. См. гл. 26 настоящей книги. Среди христианских мистиков, которых видели в состоянии сабикальпа самадхи, можно отметить св. Терезу де'Авила. Тело св. Терезы становилось настолько неподвижным, что изумленные монахини ее монастыря не могли изменить его положения или привести святую в сознание.
[12]. «Средний человек» где-то и когда-то должен начать духовный прогресс. «Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага»,– заметил Лао-Цзы. А Господь Будда сказал: «Не думай легкомысленно о доброте: не придет близко ко мне. Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Мудрый наполняется добром, даже понемногу накапливая его».
[13]. Посл. Иакова, 4, 4.
[14].
"Как светильник, находящийся в безветренном месте, не колеблется
– это подобие относится к йогину с укрощенным сознанием, упражняющемуся в йоге.
Где успокаивается мысль, заторможенная упражнениями в йоге,
где, взирая на Атмана в себе, человек радуется Атману.
Там познается предельное блаженство,
Михаил Сергеевич Горбачев
Михаил Сергеевич Горбачев родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в русско-украинской семье переселенцев из Воронежской губернии и с Черниговщины.
Развернувшиеся в середине ...